В Доме художника в Смоленске открылась выставка акварели. В экспозиции представлено около сотни работ 48 авторов. И это прекрасная возможность увидеть, насколько интересна и разнообразна техника акварели, которая для внимательного зрителя может стать объектом медитации и арт-терапии…
Живописная графика
Акварель традиционно относят к графике, хотя есть понятие акварельной живописи или живописной акварели. А вообще это довольно интересная техника, в которой совмещены особенности и живописи, и графики: богатство тона, построение формы и пространства цветом, активная роль белого фона бумаги в качестве изобразительного средства, отсутствие специфической рельефности мазка…
– Очень часто художник добавляет в акварель графические сангину, карандаш, белила, – говорит руководитель Смоленской организации Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ. – Кстати, изначально художники использовали акварель для вспомогательных работ – например, в эскизах. Потому что с её помощью легко можно получить какое-то цветовое решение. И только со временем её выделили в самостоятельную технику, и появились художники-акварелисты.
Впрочем, некоторые графики и сейчас используют акварель в качестве дополнительного материала, добавляя её в пастельные или карандашные рисунки.
– Акварель – необычная техника, её надо чувствовать, – считает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Поэтому не каждый может в ней работать. Я использую акварель как подсобный материал – она мне во многом помогает. Иногда делаю заливки, где-то фоном оставляю, но всё это, конечно, не то, что позволяет раскрыть всю красоту этой хрустальной техники…
С местным акцентом
Судя по количеству авторов и работ на выставке, акварель у смоленских художников пользуется определённым успехом. Причём она интересна не только признанным мастерам, но и молодёжи. Оттого в экспозиции много не самых известных публике имён.
– Если говорить о художниках-акварелистах у нас, сразу вспоминается Анатолий Илларионович Попов, – продолжает Сергей Богомолов. – У него были замечательные работы. Они есть даже в музее Эрарта в Петербурге, что в контексте той экспозиции говорит об очень высоком их уровне.
– Если бы вы знали, как Попов работал, – дополняет Вера Самарина. – Помню, у нас был пленэр: ходим, кисточкой мажем – кто лучше, кто хуже. Приезжает Попов, берёт огромный лист бумаги и начинает писать акварелью. Толстой кистью заливает, берёт бритву – счищает. Потом берёт что-то – промокает. У него такие акварели получались! Но этому нельзя научить. Для акварели нужен свой особый талант.
В многообразии представленных на выставке работ легко прослеживаются жанровые предпочтения авторов: пейзажи, портреты, натюрморты, тематические композиции…
– Хорошие акварели есть у многих, – продолжает Вера Самарина. – Сергей Потапов, Татьяна Колодяжная, Светослав Арайс, Александр Зорин… Великолепный акварелист – Денис Петруленков. У Николая Лучкина здесь небольшая работа, но такая тёплая. Эту выставку нужно рассматривать, чтобы увидеть выразительные возможности акварели.
– На мой взгляд, для смоленской акварели характерны работы Владимира Лавренова, Сергея Потапова, Геннадия Улыбина, – считает художник Денис ПЕТРУЛЕНКОВ. – Это глубокие работы, которые заставляют задуматься. Я много видел акварелистов, и среди них немало мастеров, рисующих просто виртуозно. Но со временем понимаешь, что лишь технического мастерства недостаточно – хочется, чтобы была ещё и какая-то идея. А здесь работы продуманны, темы интересные – художник понимает, зачем он это рисует.
– Хорошо, что на этой выставке много незнакомых имён, – добавляет заслуженный художник России Владимир ЛАВРЕНОВ. – Молодые ребята дерзают, пробуют эту технику, что замечательно. Акварель – это состояние души. Берёшь кисть в руки, а перед тобой только белый лист и то, что у тебя в сердце. Но стоит только наметить первые цветовые отношения, и всё идёт уже легко. Акварель нельзя вымучить. Если не получается, лучше оставить тему на время, потому что бесконечные доработки ни к чему хорошему не приведут. У того же Анатолия Попова не было вымученных работ – всё шло от сердца…
Многообразие возможностей
Акварель – непростая техника, полная множества секретов и подводных камней. И у каждого художника с ней свои взаимоотношения. Одни увлекаются ею сразу, другие открывают её постепенно, добившись успеха в других техниках.
– Я акварелью работаю давно, – говорит художник из Вязьмы Геннадий УЛЫБИН. – Просто раньше это были в основном пейзажи. А последние два-три года я отдаю предпочтение патриотической тематике. Это работы, связанные с Вязьмой, её памятниками и мероприятиями, посвящёнными Великой Отечественной войне. Они все студийные, сочинённые – не с натуры. Часто я использую в них и фотоматериал. Говорят, фотография мёртвая, а я пытаюсь её оживить. Процесс, конечно, трудоёмкий, но я стараюсь выкладываться, чтобы всё задуманное получилось.
– Акварель очень многогранна, у неё много разных направлений, – продолжает Денис Петруленков. – И даже взаимоотношения с ней у всех разные: у кого-то это муки, а у других – полёт души. Я работаю во многих техниках: масло, акрил, скульптура, но акварель – особый случай. Она не отпускает. Убеждён, что художник, который подружился с акварелью, сможет потом работать в любой технике. Не случайно её в институтах изучают уже на первом курсе. Она помогает выработать быстроту реакции. Потому что акварель делается сразу, здесь и сейчас, – иначе она потечёт или засохнет. Или надоест.
– Для меня акварель – это некая субстанция, напоминающая океан, – признаётся художник Татьяна КОЛОДЯЖНАЯ. – И у неё есть душа – загадочная и непредсказуемая. Смотришь на акварельный рисунок и поражаешься, сколько эффектов там можно увидеть. Это и потоки краски, напоминающие недосказанные мысли. Это и брызги-эмоции. И размывки, похожие на игру света и тени… На самом деле акварель – техника сложная и тонкая. Высший пилотаж – когда художнику удаётся достичь прозрачности. Можно медитировать, глядя на воду или огонь, а можно любоваться акварельной работой, замечая в ней все тонкие нюансы. Это тоже своего рода медитация и арт-терапия…
Справка «СГ»
Акварель – техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая переходное положение между живописью и графикой, совмещая их особенности.
Краски на водной основе известны с древнейших времён. Акварелью выполнены цветные рисунки на древнеегипетских папирусах. Ею рисовали этруски и римляне…
Акварельная техника стала развиваться в Китае во II веке нашей эры – после изобретения бумаги. Ранние работы выполнялись только чёрной тушью, но при этом художники достигали широкого спектра оттенков: от густо-чёрного до серебристо-серого.
В XII–XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Но в средневековых миниатюрах акварельные краски применяли с кроющими белилами. Прозрачную акварель стали использовать только в XV–XVI веках, однако трудоёмкость соблюдения правильной техники ещё долго не позволяла акварельной живописи сравниться с темперной или масляной.
В Европе знаменитые художники использовали акварель лишь в единичных случаях – вплоть до рубежа XVIII–XIX веков, когда она усилиями сначала Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и, наконец, Уильяма Тёрнера превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи. В 1804 году там даже было основано «Общество акварелистов».
Английская традиция акварели оказала серьёзное влияние и на русских художников – прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге. И первым в летописи русской акварели по праву зачинателя и уровню мастерства называют Петра Соколова (1791–1848 гг.).
Впрочем, в этой технике работали многие известные русские живописцы: Карл Брюллов, Александр Бенуа, Лев Бакст, Иван Билибин, Константин Сомов и другие.
Интересный факт: в 2001 году по инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо 23 ноября был провозглашён Международным днём акварели.
Источник: Смоленская газета
Последние обсуждения