В конце прошлого года Смоленская епархия ввела аккредитацию для гидов. Отныне проводить экскурсии по храмам города можно только при наличии специального документа с печатью. Таковы требования, прописанные в новых поправках Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».На днях паломническая служба Смоленской епархии организовала для гидов мастер-класс. Журналист «Рабочего пути» сходила на экскурсию протоиерея Святослава Худовекова и услышала интересные факты о настоящей, прошлой и будущей церковной жизни Смоленска.
Только настоящие исцеления
Уже в ближайшее время храм Петра и Павла может измениться. Планируется, что его украсят фрески. Пока это невозможно — копоть из-за несовершенной системы отопления оседает на стенах.
«Сначала нам нужно сделать в храме теплый пол, — говорит настоятель церкви Святослав Худовеков. — После этого мы приступим к росписи в стиле XII века. Это будут фрески».
Мало кто знает, но под сводами памятника архитектуры находятся так называемые «потайные комнаты». Подняться к ним по крутой узкой лестнице можно по благословению настоятеля.
В одной из комнат можно увидеть музейную экспозицию, посвященную храму (ее собрал один из священников) и крошечный макет самой церкви.
Главной святыней Петропавловского храма считается Иверская икона Божией Матери. Под стеклом можно увидеть десятки золотых крестиков, колечек и цепочек.
«Они вешаются строго по моему благословению, — рассказывает отец Святослав. — Когда происходит исцеление с помощью иконы, я прошу прихожан написать об этом подробно, оставить в записке свой телефон и контакты. Если исцеление действительно произошло — то мы разрешаем повесить крестик. Если же кто-то просто захочет принести драгоценность иконе, мы никогда не берем».
Тайны Успенского собора
В Успенском соборе, главной смоленской сокровищнице святынь, находятся две иконы, которые мироточили.
«В марте 1994 года два дня мироточил образ преподобного Серафима Саровского. Это было на моих глазах, в ту пору я числился в семинаристах, — вспоминает отец Святослав. — Будущий Патриарх митрополит Кирилл даже позвал съемочную группу, чтобы зафиксировать этот факт. Никто не мог представить, что такое возможно…
Чуть раньше, 22 ноября 1991 года, замироточила Казанская икона Божией Матери. Сейчас она вынесена в сам храм, а тогда находилась в алтаре.
Обе иконы, к слову, не очень древние и относятся к XIX веку».
У Успенского собора большая — почти тысячелетняя — история, поэтому в ней много белых пятен и спорных фактов. Много легенд ходит про систему отопления в соборе: мол, еще в XIX веке его пол в холодное время года нагревался с помощью пара, который подавался двумя котельными, расположенными в подвале.
«Зимой богослужения совершались по соседству, в Богоявленском соборе, Успенский собор на это время закрывали, — продолжает отец Святослав. — Сейчас Богоявленский служит только для крещений. Система отопления в соборе есть, но, видимо, она раньше считалась очень дорогой. Когда я служил в соборе, то видел фрагменты сооружений в алтаре. Да, коммуникации есть в подвалах — они огромные, но, насколько я знаю, никак не используются. Одно время там был склад, потом он закрылся… Что касается пола Успенского собора, то говорят, что каждый его «квадратик» предназначался для одного человека. Количество «квадратиков» должно совпадать с количеством людей, которые могут здесь находиться».
Много вопросов всегда вызывает интерьер храма — даже глазу непрофессионала видно, что он отличается от других православных церквей.
«Начнем с того, что стиль барокко вообще не совсем типичен для русского искусства и культуры. Он разрабатывался иезуитами в начале XVII века, заимствован нами из южной Польши, — рассказывает отец Святослав. — Своей ажурностью барокко предполагает большую игру пространства и света, а также использование живописных форм, а не иконописных».
Среди католических элементов, которые мы можем видеть здесь — кафедра для чтения проповедей (слева от входа) и сцена коронации Богоматери (икона над Одигитрией).
«Мы также видим Христа в виде агнца — это нарушение правила VII Вселенского Собора, которое запрещает изображать так Спасителя. Для православной церкви оно было очень строгим. Для католической -типичным. В XVIII веке, при Петре I, запреты ослабли и старый канон рухнул. Именно тогда такие изображения стали возможными. Поэтому они нормальные для нас, верующих, и органичные для собора».
Факт того, что строительство храма затянулось почти на 100 лет, вызывает у туристов неаккуратные вопросы: «А вы не считаете, что это место нечистое или не предназначенное для храма?»
«Любое место, где построен храм, считается освященным, — отвечает в таком случае Святослав Худовеков. — Обрушивался он только потому, что плохо строили, а не потому, что место нечистое. Давайте вспомним историю: порой монахи уходили в гиблые места и болота. Они обосновывались там, открывали монастыри. Как Герасим Болдинский».
Хорошая новость
«Летом начнется реставрация Надвратной Одигитриевской церкви, — рассказал протоиерей Святослав Худовеков. — В течение года укрепят фундамент и заделают ту трещину, которую мы видим снаружи. Процесс разрушения здания будет остановлен»
Последние обсуждения